МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • «Как формировать орфографическую зоркость у ребёнка»

    Учитель-логопед: Бибикова Е.Н.

    Одна из самых сложных задач уроков русского языка — научить ребенка писать без ошибок, как орфографических, так и пунктуационных. Этот вопрос всегда волнует учителей, родителей и самих учеников. Основой правильного письма является орфографическая зоркость, то есть умение находить "опасные места", определять способы их проверки. Развитие такого навыка порой требует много сил и времени не только от самого ученика, но и от взрослых.

    Давайте вспомним, что орфограмма – это написание, которое невозможно установить на слух. В таком случае орфографическая зоркость демонстрирует способность ребёнка обнаруживать те места в слове, где букву невозможно определить звучанием. В умении обнаружить подобные звуки в словах и состоит орфографическая зоркость.

    Что можно рекомендовать родителям, которые хотели бы помочь своим детям в овладении этим очень важным умением, при этом не дублируя работу учителя.

    Существует множество методик и приемов, которые помогают ребенку освоить письменную речь и уменьшить количество ошибок:

    1.«Орфография без правил» Троицкий П. С. Главный метод — проговаривание слов во время письма, закрепление написания во внешней речи.

    2.«Зрительные диктанты» Федоренко Т.И. Сначала ребёнок читает и запоминает предложение, затем записывает.

    3.«Пишем без ошибок» Сычева Н. Различные способы нахождения орфограмм в слове, проверки слов.

    4."Орфографическое чтение" Тихомиров Д. И. Чтобы ребёнок верно запомнил написание слов, стоит учить читать его по слогам так, как написано, а не так как звучат слова в действительности. При этом не стоит опасаться, что малыш станет неправильно говорить.

    Прежде чем приступить к отработке той или иной методики для улучшения грамотности ребёнка, стоит обратить внимание на причины ошибок при письме. От этого будет зависеть и способ работы с ребёнком по устранению имеющихся трудностей.

    Самые частые причины ошибок при письме

    •        Мало теоретических знаний — незнание правил

    В данном случае следует регулярно заниматься, особенно по темам, которые вызывают наибольшие затруднения. Практика и отработка дает возможность повысить грамотность на 60%.

    •        Стресс и усталость

    Если ребенок постоянно находится в стрессе: дома много конфликтных ситуаций или в школе есть трудности в общении со сверстниками, сложный период адаптации или просто слишком много нагрузки помимо школы — все это способствует снижению успеваемости, повышает рассеянность и невнимательность. В такой ситуации школьнику сложнее концентрироваться на уроках и выполнении заданий, повышается вероятность возникновения ошибок при письме.

    •        Неразборчивый почерк

     Чаще всего, в таком случае, ребенок сам не может понять и прочитать, что написал, возникают сложности с проверкой и запоминанием визуально верного написания слов.

    •        Дисграфия

    Это нарушение, вызванное различными причинами, требует особого подхода, коррекции, а в ряде случаев и специализированного лечения.

    Что помогает повысить грамотность школьника

    •        Пальчиковая гимнастика. Очень важно проводить гимнастику для рук, особенно уделяя внимание разминке пальцев. Как известно, такие упражнения влияют на развитие мозга, активизируют внимание и мышление, улучшают память и речь. Перед каждым занятием выполняйте хотя бы два простых упражнения.

    •        Подготовительная работа. Перед тем как начать писать текст, ученику обязательно нужно  прочитать его самостоятельно, найти объяснение всех непонятных слов.

    •        Списывание. Как можно чаще списывать тексты. Правильное написание слов усваивается с помощью зрительной и графической памяти. А ежедневная тренировка в письме способствует улучшению почерка.

    •        Не показывать неверное написание слов. Никогда не показывать и даже не говорить, какая может быть в слове ошибка, какие есть варианты неправильного написания слова. Если ребенок ошибся, в этом случае просто исправить нейтральными чернилами, проговорить и написать правильно. Если объясняется новое правило, не показывайте варианты с ошибками, так как это чаще всего быстрее и запоминается.

    •Проговаривание. Когда малыш учится писать, обязательно нужно следить, чтобы он диктовал или проговаривал шепотом все, что пишет. В результате такой диктовки он сначала во внешней речи закрепляет правильное написание слова, а потом ещё и графически.

    •Самопроверка. Обязательно нужно приучать проверять написанное. Следует прочитывать по слогам то, что написано, а ещё лучше вслух или полушепотом.

    •Регулярность. Важно уделять письму хотя бы 15-20 мин в день, но не более 35 мин., тренируя орфографическую зоркость и разрабатывая руку.

    •Аккуратный почерк. Почерк заслуживает особого внимания. От этого напрямую зависит зрительное и графическое запоминание слов. Чем аккуратнее почерк, тем меньше вероятность ошибок и более качественная самопроверка текста.

    •Похвала. Чаще хвалите малыша. Он только начинает учиться писать и для него это очень трудное дело. Даже маленький успех стоит подкреплять словесными поощрениями. Избегайте сравнения его с более успешными одноклассниками, а также критики в его адрес, таким образом можно добиться ухудшения результатов.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie