МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • «Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи»

    Учитель-логопед: Бибикова Е.Н.

    Скороговорки – этот удивительный жанр

     фольклора, создан народной мудростью

    не для пустословия, а специально

    для тренировки движений речеобразующего

    органа, который был бы способен

    воспроизводить все звуки родного языка"

    З. Савкова

             Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей роли  в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение.

             В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду мы решаем задачи формирования у них правильного  звукопроизношения, чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата, выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

             Для воспитания звуковой культуры речи  в  детском саду можно использовать разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки.

             Чисто- и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносят в обычном темпе, а скороговорки – в ускоренном.

             Чисто- и скороговорки можно использовать практически в работе с детьми любого возраста:

    - в младшем дошкольном возрасте – шутки-чистоговорки;

    - в среднем – чистоговорки;

    - в старшем – скороговорки.

             Упражнения с использованием чисто- и скороговорок  можно применять как на занятиях  родного языка, так и вне их: во время игр, например,  "Кто лучше скажет", "Кто скажет быстро и не ошибётся" для детей старшего дошкольного возраста.

             Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок по жизненному опыту. Приступать к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В этом возрасте шутки – чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, показывая игрушку, изображающую корову, предлагаем детям произнести шутку – чистоговорку "Му-му-му! Молока кому?" Или проводя игру "У кого лиса"  можно дать детям игрушку  и по очереди спрашивать "Са-са-са, у кого лиса?", на что дети должны отвечать чистоговоркой "Са-са-са, у меня лиса".

    В средней группе важно выделять заданный звук голосом "У С-с-сани с-с-санки едут с-с-сами". Также чистоговорки способствуют развитию речевого слуха. для этого можно предложить детям такие задания "закончи " например, "Ра-ра-ра, за рекой видна…  (гора)"

             В старшем дошкольном возрасте предлагаем более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например: "Саша сушила шубу на солнышке", "Лара у Вали играет на рояле". Такие чистоговорки не только способствуют формированию чёткого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.

             В старшем возрасте дети ещё не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки можно с большим успехом можно использовать для тренировки.  С этой целью можно предложить следующие упражнения:

    ¨     произнеси чистоговорку тихо, вполголоса, громко;

    ¨     быстро, умеренно, медленно;

    ¨     с разной интонацией (вопросительно, утвердительно).

    Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова, например, "Дарья дарит Дине дыни".

             В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха, например, при произнесении чистоговорки  "Нашей Маше дали манной каши", даём детям задание перечислить слова, в которых есть звук [м].

    Предлагаю вам  чистоговорки с учётом трудности их произношения:

    звук [ш]

    Ша-ша-ша, мама моет малыша.

    Шу-шу-шу, я письмо пишу.

    Тише мыши кот на крыше.

    Луша у душа мыла шею и уши.

    Не найду я ушки у нашей лягушки.

    Яшка в фуражке едет на черепашке. 

    звук [ж]

    Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

    Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

    У ежа ежата, у ужа ужата.

    звук [ч]

    Чу-чу-чу, молоточком я стучу.

    Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

    У четырёх черепах по четыре черепашонка.

    звук [щ]

    Ща-ща-ща, мы несём домой леща.

    Волки рыщут, пищу ищут

    А теперь давайте поиграем с чистоговорками.

    1. Скажи чистоговорку тихо-громко.

    Цель: учить детей менять силу голоса.

    Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой голоса.

    ЦО-ЦО-ЦО - СНЕСЛА КУРИЦА ЯЙЦО        

    2. Скажи чистоговорку медленно-быстро.

    ЦЕЛЬ: учить детей менять темп речи

    Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой скоростью.

    ТА-ТА-ТА – ХВОСТ ПУШИСТЫЙ У КОТА

    3. Скажи с различной интонацией.

    Цель: учить детей произносить чистоговорку с вопросительной или восклицательной интонацией.

    Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить:

    - очень весело,

    - так, как будь-то спрашиваешь?

    ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ!

    ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ?

    4. Скажи как…

    Цель: учить детей произносить чистоговорку голосом разным по тембру.

    Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее так: как бы ее сказала лиса, медведь, мышка, волк и т. д. Можно использовать куклы кукольного или пальчикового театра или маски.

    СУ-СУ-СУ – ХОРОШО В ЛЕСУ        

    5. Интонационное выделение слова в чистоговорке.

    Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.

    Взрослый говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.

    ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ

    ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?

    ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

    ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?

    ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

    6. Закончи чистоговорку.

    Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

     Взрослый проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом «дружочком»:

    ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)

    7. Прием «ЭХО»

    Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах

    Взрослый произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:

    ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

    ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.

    ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.

    ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.

    ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?

    8. Проговори и прохлопай.

    Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

    Взрослый проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:

    АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ

    9. Составь чистоговорку по картинке.

    Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

    Взрослый просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:

    ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.

    ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.

    РЫ-РЫ-РЫ - РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.

    РА-РА-РА - ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.

    10. Выложи фишками.

    Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.

    Взрослый произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.

    ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО

    O O O O O O

    11. Придумай чистоговорку.

    В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Этому можно научить детей. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки.

    Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [Ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа-жа жа - ……..ежа.

    А теперь придумываем чистоговорку:

    - Жа-жа-жа – видели в лесу ежа

    - Жа-жа-жа – на поляне три ежа

    - Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа

    - Жа-жа-жа – дом построим для ежа

    - Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа

    - Жа-жа-жа – покормили мы ежа

    - Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie