МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Мастер-класс для педагогов Сюжетно-ролеая игра Банк

    Мастер-класс для педагогов Сюжетно-ролеая игра Банк

    Мастер-класс для педагогов

    по формированию основ ранней профориентации детей 6-7 лет

     «Сюжетно-ролевая игра «Банк»

    Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу формирования основ ранней профориентации при организации сюжетно-ролевой игры «Банк». (Слайд 1)

    Ни для кого не секрет, что дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Так как игра – основной вид деятельности дошкольников, то в ней развиваются не только духовные и физические силы ребенка, но и происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

    Среди многообразия игр, сюжетно-ролевые занимают особое место, т. к. содержат большие возможности для развития ребенка. В игре ребенок овладевает прямым назначением вещей (кастрюля, чтобы варить; утюг, чтобы гладить белье) и выполняет действия замещения, когда переносит значение от реального предмета на другой предмет (кегля становится куклой, кольцо – веночком). В сюжетно-ролевой игре у ребенка развиваются навыки общения. Творческий характер игры преображает детскую жизнь, наполняет ее радостью, сказочностью и волшебством. (Слайд 2)

     (Проблема №1)

    - Однако, с конца 90-х годов XX века педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, родители детей отмечают, что произошли заметные изменения в детских играх. Прежде всего, отмечается, что дети стали реже играть в коллективные игры, снизилась продолжительность игр, упростились их сюжеты (а некоторые и вовсе исчезли, хуже соблюдаются правила игры. Выдвигаются различные предположения о причинах этого явления.

    - Как вы считаете, почему дети реже играют в сюжетно-ролевые игры, и какие виды деятельности для них предпочтительней? Предлагаю проанализировать, чем непосредственно в группе, в детском саду особенно любят заниматься и занимаются дети по собственному желанию, а не по рекомендации педагога. Внимание на экран! (Слайд 3)

    Из всего сказанного я могу сделать вывод:

    - исследования, проводимые под руководством А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, показывают, что подавляющее большинство современных дошкольников имеют более низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры, нежели их сверстники прошлого века. Значительная часть дошкольников (около 40%) в свободное время не играют, а занимаются рисованием, конструированием, рассматриванием книжек, предметными действиями с машинками, мячом. В свободное время бегают, лазают, катаются на качелях, самокатах, велосипедах, но редко играют. Чаще всего игра организуется взрослым и продолжается до тех пор, пока он принимает в ней участие. (Слайд 4)

     (Проблема №2) (Слайд 5)

    - Основываясь на проведенных исследованиях, психологи Е. О. Смирнова, О. В. Гударёва констатируют: «…Среди детских сюжетов игр практически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких. Современные профессии (юрист, экономист, менеджер, дизайнер и др.) в силу закрытости их содержания для детей не дают материала для игровых ролей. Социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры».

    - Определите, пожалуйста, причины снижения игровой активности современных дошкольников? (если нет ответа – «Выберите из предложенных вариантов правильный»)

    Итак, давайте подведем итог: каковы же причины снижения игровой активности современных дошкольников?

    1. Дети не знают, во что играть, не знают игр.

    2. Дети не знают, в кого «играть».

    3. У детей нет времени на игру.

    На сегодняшний день мы констатируем, что детская игра стала другой, необходимо пересмотреть точку зрения на нее с учетом новых возможностей детей, окружающей действительности. Поэтому свою работу по развитию игровой деятельности я строю с учетом современных тенденций в ее развитии. И основной целью ставлю – поиск новых форм ее организации. (Слайд 6)

    Сразу же возникает вопрос: какая игра сможет заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, чтобы стать средством вхождения в мир современных взрослых? И тут появилась идея попробовать сюжетно-ролевую игру «Банк». В ней много увлекательного и непонятного. Она интересна и мальчикам и девочкам. А игровые задачи направлены на развитие определенных форм активности ребенка (они перед вами на экране). (Слайд 7)

    - Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по проведению игры. (Слайд 8)

    Игра рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.

    Работа строится по двум основным направлениям:

    1. Собственно-игровая деятельность – с/р игра «Банк» и формы ее проведения: организованная (совместная с педагогом) игра и свободная игровая деятельность детей.

    2. Работа по обогащению игровой деятельности детей. К формам её организации относятся: НОД с экономическим содержанием и тематические с/р игры.

    Каждая из форм проведения игры «Банк» ставит перед педагогом определенные задачи.

    В организованной (совместной) игре педагог:

    • дает образцы социального поведения;
    • решения социальных проблем;
    • вхождения в роль (что делать, как делать);
    • развитие ролевых взаимоотношений (как вступать, с кем, что говорить);
    • использование игровой атрибутики;
    •  способов организации игровой среды;
    •  А также принимает при вхождении в игру подчиненную роль, выходит из позиции взрослого и опускается на уровень ребенка.

    В свободной самостоятельной игре педагог:

    • создает эмоционально благоприятные условия для её проведения;
    •  удерживает позицию невмешательства в детскую игру (нет прямого руководства);
    • предоставляет свободу выбора места игры, способов ее организации, сюжета, атрибутов, партнеров по игре, игровых действий;
    • признает право ребенка на отказ от игры;
    • проявляет уважительное отношение к играющим детям;
    • организует наблюдение за игрой и фиксирует цели, над которыми необходимо работать в дальнейшем.

    Сущность предлагаемой с/р игры «Банк» состоит не в организации специального обучения основам экономических знаний через игру, а, наоборот, в обогащении их игровой деятельности экономическим содержанием. (Слайд 9)

    - А теперь давайте поиграем! (Слайд 10) (распределение ролей)

    Блиц-опрос:

    - Кто руководит банком? («банкир») Можно, я сегодня буду банкиром?

    - Кто выдает из кассы деньги? («кассир»)

    - Кто следит за порядком в банке? («охранник»)

    - Кто пользуется услугами банка? («клиенты») Кто хочет сегодня быть клиентами банка? Или кто проживает на улице Молодежной? Квасова? Магистральной? («получите ваш паспорт, без него невозможно пользоваться услугами банка»)

    - Внимание! Сегодня в нашем городе открывается новый БАНК. Работники банка, оборудуйте и займите свои рабочие места.

    - Все желающие открыть собственное дело могут получить в банке денежный кредит. Подумайте, какое дело вы хотите открыть, чем вы хотите заниматься? Полученными деньгами вы распоряжаетесь, как хотите: можете заработать еще больше, можете тратить на что-нибудь. Но в конце игры вы должны вернуть деньги банку.

    - Предлагаю, после получения кредита в банке, воспользоваться игровым материалом, выбрать все, что необходимо для открытия вашего дела и начала игры. У клиентов есть возможность открыть мини-маркет, автосервис и салон красоты.

    Игровые действия:

    • Банкир занимает свое место, приглашает клиентов, клиенты заходят в банк, банкир обговаривает с каждым: Какое дело он хочет открыть? Почему? Сколько денег ему для этого нужно? Договариваются, какую сумму нужно будет вернуть в конце игры в банк.

    • Каждый клиент предъявляет свой паспорт – подписывает договор – банкир ставит печать.

    • Кассир выдает деньги.

    • Охранник следит за порядком, разговаривает по телефону.

    • Клиенты создают свое игровое пространство (открывают мини-маркет, салон красоты, автосервис) и разворачивают сюжет игры по собственному замыслу, где используют все доступные им игровые средства).

    Приемы, активизирующие игровую деятельность (Слайд 11)

    1. Педагог как образец

    • ролевого поведения:

    банкир делает покупки в мини-маркете;

    обедает в кафе;

    посещает салон красоты;

    проходит техосмотр машины.

    • вхождения в роль:

    с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика);

    обживание роли (смена походки, мимики, жестов);

    • использования игровой среды:

    открывает собственную фирму, малознакомую детям и организует ее деятельность (рекламное агентство).

    2. Введение в игру разнообразных событий, происшествий (день рождения в кафе, срочная командировка банкира, открытие нового отдела в магазине, новые поступления в банк, пожар в банке и т. д.)

    3. Внесение новых предметов (особенно интересны настоящие: водительские удостоверения, кредитные карты, авиабилеты, записные книжки, степлеры, печати, рекламные буклеты и т. д.)

    4. Проблемные ситуации (дефицит игрового материала и использование предметов-заместителей или приобретение их в «магазине», или обмена на собственный товар).

    5. Введение правил в игру (дело должно быть не только прибыльным, но и нужным людям; все споры решаться только путем договора друг с другом).

    Итог игры.

    Объявление:

    - Всем, кто брал денежные кредиты, срочно подойти в банк!

    (банк начинает работу по обратному приему денежных средств).

    Банкир (беседует с каждым клиентом по открытию собственного дела):

    - Какое дело вы открыли? Как зарабатывались деньги? На что тратились? Пройдите в кассу.

    Кассир (подсчитывает оставшуюся сумму и возвращает ее в банк, дает чек).

    Охранник раздает рекламные буклеты, вежливо общается, помогает вызвать такси.

    Объявление о закрытии банка («Наш банк закрывается, благодарю всех участников сегодняшней игры»).

    - На данном этапе педагог воздерживается от оценок и объяснений. Каждый ребенок получает для себя собственный опыт переживаний и впечатлений.

    - В организации игры необходимо особое внимание уделить созданию игрового пространства и работе по обогащению знаний детей (НОД с определённым экономическим содержанием). С этой целью я приготовила рекомендации педагогам, которых заинтересовала тема сегодняшнего мастер-класса (раздать памятки).

    Результат по организации сюжетно-ролевой игры «Банк». (Слайд 12)

    Тема мастер-класса «Сюжетно-ролевая игра «Банк» была выбрана мной не случайно. Новое время требует новых подходов к организации детских игр, направленных на формирование основ ранней профориентации по направлению финансы.

    С целью повышения уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации игры, направленной на формирование основ ранней профориентации по направлению финансы, я выделила следующие моменты:

    • раскрыла ее основную идею и сущность;

    • определила основные задачи;

    • ознакомила с методическими рекомендациями;

    • охарактеризовала основные направления работы;

    • показала один из моментов собственно-игровой деятельности.

    Считаю, что в ходе работы участники мастер-класса получат представления о том, как можно творчески подходить к развитию сюжета и созданию игровой среды. Кроме того, присутствующие участники  не только слушатели, но и активные участники мастер-класса.

    - И сегодня свой мастер-класс я хочу закончить словами:

    «Игры для ребёнка – это всё, в играх он упражняет своё тело, игры затрагивают его духовную деятельность… Ребёнок играет во все минуты жизни, даже тяжёлые условия не мешают ему играть. Платон назвал игру радостью богов». В. Г. Марц (Слайд 13)

      Благодарю за внимание!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie